Логотип Международного фонда ветеранов и инвалидов боевых действий «Рокада» Международный фонд ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов «Рокада» - Фонд ветеранов боевых действий Никто, кроме нас! Это девиз нашего Фонда, помогающего ветеранам и инвалидам боевых действий.

Фонд ветеранов боевых действий

Дмитрий Беловецкий

Когда я пьян

- Ну, вставай, пошли… Мы уже расплатились…

Я с шумом отодвинул стул.

- Давай еще выпьем, - икая, говорит Костя.

- У нас больше нет денег…

Я беру его за локоть и тащу к выходу. Он упирается.

Стул падает. За соседними столиками уже оглядываются. В чулках сеточкой к нам широко шагает тетка-метрдотель.

- Давайте, на улицу, мальчики…

- А мы туда и идем, - икает Костя, - только сначала пописаем…

На улице холодина. Алкоголь мгновенно выветривается. Неоновый фонарный свет отражается в накатанном асфальте. Пар изо рта медленно расползается в морозном воздухе. Зеленый огонек такси летит по продрогшей улице Горького. Я поднимаю руку.

- Ты куда? – удивляется Костя.

- Домой.

Таксист приоткрыл дверцу. Из салона потянуло почти домашним уютом.

- В Бескудниково, - выдыхаю я.

- Червончик, – говорит таксист.

Я захлопываю дверь. Таких денег у меня даже дома нет.

- Ты что обалдел? - почти обижается Костя. - Сейчас позвоним кому-нибудь… В гости поедем… Нам везде рады…

Костя актер театра на Малой Бронной. Он непризнанный гений. Потому пьет много и в долг. Я не видел его спектаклей, но, внутренне соглашаясь с этим, прогуливаю с ним почти все свои деньги. Мне интересно с ним. Он для меня - другой мир. И когда, по ролям он рассказывает какую-нибудь байку от давно умершего Эфроса, я все равно улыбаюсь, хотя и не смешно совсем и слышал я ее уже много раз.

Сейчас он улыбается мне гнилыми зубами, похлопывает себя по животу. Он толстый и добрый, когда пьяный. А так всегда.

Очень холодно. Машины, ветер, люди, бронзовый Пушкин…

Костя ковыряет монеткой махровый иней на стекле телефонной будки, неуклюже жестикулирует в тесном будочном пространстве, раздраженно толкает ногой изогнутую металлическую дверь.

- Сволочь, - ругается он.

- Кто? – спрашиваю я.

- В пальто, - огрызается он.

Я не обижаюсь. Он беззлобно. Он трезвеет.

- Пошли, что ли ко мне домой… Чаю попьем.

Он с досадой плюет в трущегося у урны взъерошенного голубя.

- Не… Я провожу тебя и поеду домой, - отвечаю я. - Может, еще на метро успею.

Костя живет недалеко, в каком-то арбатском переулке в доме с обсыпавшимся лепным фасадом. Там у него комната в коммуналке. Много тараканов, соседская вонь, нестиранное белье с запахом жареной рыбы, велосипед «Орленок» у стены длиннющего коридора, коробка спичек на унитазе…

Мы пьем в темной Костиной комнатухе горячий чай. К нему только черствый белый хлеб с привкусом плесени. В тепле разморило, хочется спать. Глаза закрываются сами. Костя накручивает телефонный диск.

- Мы сейчас поедем к Алле!

Он вскочил с прокуренного кресла, возбужденно зашагал по комнате.

- К Алле! - он выдыхает мне в лицо кислый табачный запах. - Какой я умный! К Алле!

- К какой Алле? – зеваю я.

- Помнишь, я тебе рассказывал… - нервничает он. - Которой я деньги должен… Которая любит меня… Очень…

Я помню. Алла с Маяковки. Ей лет сорок. Она тоже живет в коммунальной квартире, комнату в которой получила после многолетнего проживания в Москве по лимиту, долгого скитания по московским общагам и съемным квартирам. Она не замужем. Костя говорит, что ее бескорыстное чувство – следствие великой силы искусства. Как-то с подругой Алла была на спектакле «Ревизор» в театре на Малой Бронной. Со второго ряда партера особенно остро воспринимаются нюансы театрального действия. Тогда она неожиданно поняла, что, вспотевший под фраком Добчинского актер приветливо и глупо улыбается ей со сцены. Действительно, почти пьяный к концу спектакля Костя в костюме своего героя выскочил в фойе театра и галантно пригласил ее в свою гримерную комнату. Остаток вечера и ночь они провели в Костиной коммуналке. Утром он занял у нее денег и проводил до троллейбусной остановки. Через пару месяцев, мучаясь диким похмельем, он позвонил ей. Это повторялось периодически. Вот уже два года Костя ей должен.

- Не пойду, - говорю я. - Иди один. Спать очень хочется.

- Она больше не даст мне…

- Ты же говорил, что она не отказывает…

- Правильно, - раздражается Костя. - Мне стыдно уже просить… Я полгода ей не звонил…

- Вот и позвони…

Он театрально встал передо мной на колени, широко раскинул руки, потом умоляюще скрестил ладони.

- Дорогой друг, - громко продекламировал он, - просто послушайте и оцените мой безупречный во всех отношениях план.

- Ну, говори.

- Сволочь ты упертая, позвони ей сейчас от моего имени и скажи, что меня пьяного забрали в милицию… Скажи, что я дал тебе телефон и просил объяснить ей какая со мной приключилась беда… Скажи, что ты договорился с дежурным милиционером и за сраную пятерку меня отпустят…

- Она не поверит, - перебиваю я.

-…Если нет, то скажи, что меня могут отправить в вытрезвитель… Сообщат в театр… Снимут со спектакля… Выгонят с работы… Скажи ей, что денег у нас ни копейки… Что единственный человек, который может меня спасти – это она! Понял?!

- Понял, - отвечаю я. - Но пить больше не буду…

- Ты дурак! - почти орет Костя. – Можешь не пить! Но другу помочь ты обязан!

Смотрю на часы. Двенадцать.

- Поздно уже звонить, - говорю я.

- Нормально, - отвечает Костя.

Я опять сдаюсь. Звоню Алле. Я не очень верю в эту затею, звоню только для того, чтобы Костя отстал.

- Здрасьте, - говорю я в прогудевшую трубку. - Аллу позовите, пожалуйста.

- Обнаглел что ли? - ответили оттуда.

- Товарищ, – вежливо продолжаю я, - простите за беспокойство… Вам звонят из редакции журнала «Молодой коммунист»… Героиня нашего очерка живет по этому номеру телефона…

- Сейчас, - мягче уже отвечает мой немногословный собеседник.

- Да, - через какое-то время ответил заспанный женский голос.

- Алла, я звоню по просьбе Кости… Знаете, с ним случилось несчастье…

И я стал складно врать. Костя обкуривал меня, затягивался так, что трещала сигарета, заглядывал мне в лицо, поддакивал, шептал эпитеты и фамилию милиционера.

- Как ехать ко мне, знаете? – устало выдохнула в трубку Алла.

- Костя говорил, – соврал я.

- Приезжайте.

В трубке отрывисто загудело. Костя возбужденно задвигался, засуетился.

- Берем сейчас машину! - орет он уже на лестничной клетке. - Потом расплатимся…

Пошел снег. До Маяковки близко. В заиндевевших окнах тесного «Москвича» ничего не видно. От водителя воняет перегаром.

- Ты заснул что ли? – Костя толкает меня в спину. - Приехали. Я здесь посижу… Квартиру не перепутай…. И играй! Понял?! Играй! Вся жизнь игра!

По ночному несвежая, в байковом, застегнутом на все пуговицы халате Алла пустила меня в квартиру.

- Тише соседи спят.

Я киваю и молчу. Слышно, как за отклеившимися обоями сыплется песок.

- Ну, что там опять с ним? – тихо, устало, по-матерински спрашивает она.

Я шепотом пересказываю Костину историю. Смотрю в ее мятое лицо. Мне показалось, она понимает, что я гнусно вру. Мне вдруг захотелось побыстрей уйти. Она сама положила в карман моего пальто деньги.

- Здесь десять… Спасибо, что не бросили его…

Я даже не попрощался. Я побежал вниз по лестнице. Поскользнулся у подъезда. Распахнул дверцу машину. Сунул Косте деньги.

- Ты что ненормальный? – обалдел он от неожиданности. - Во обрадовался – то …

…Мы опять в Костиной коммуналке. На душе гадко. Часы на стене отрезают секунды у ночи.

- Ты чего грустишь? – зачем-то громко спрашивает Костя. - Сейчас выпьем - все пройдет.

Мне действительно захотелось выпить.

- Наливай, - говорю.

Мы пьем не закусывая. Пьем молча, в темноте. На полу тень от фикуса, как очертание лежащего человека. Водка не берет совсем. Костя тоже молчит. Чувствую какую-то недоговоренность.

- Слушай, - говорю, - Алла сказала мне спасибо за то, что я забочусь о тебе…

Опять тишина. Только часы: тик-тик… Водка кончается.

- Я подонок, – всхлипывает вдруг Костя.

Он налил себе остатки водки, выпил залпом.

- Я еду в Алле, - выдыхает он в кулак, вытирает пьяные слезы.

- Ты пьян, - говорю я.

- Когда я пьян… - икает он, - мне все нравится… Человек – это великолепно…

Костя сопит. Потом что-то шепчет. Потом тишина и неравномерный Костин храп. Часы: тик-тик… На полу тень от фикуса. На столе пустая бутылка. Костя спит.
 

1985 г.


© Все авторские права защищены. При перепечатке разрешение автора и активная гиперссылка на сайт Фонда ветеранов боевых действий «Рокада» www.fond-rokada.ru

Карта сайта :: Изготовитель — 'Свой сайт каждому'

  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru  

Copyright © 2006 — 2016  Фонд «Рокада»» — фонд ветеранов боевых действий